Люди не вечны, и смерть рано или поздно настигает каждого человека. Религия помогает не только смириться с горечью утраты, но и содержит целый ряд обрядовых правил, объясняющих, как именно помочь душе усопшего покинуть этот мир. Похоронные традиции различны у представителей разных конфессий. В этой статье будут рассмотрены особенности мусульманских похорон.
Культура и обычаи разных народов оказывают свое влияние на исламские обряды: например, похороны дагестанцев и чеченцев будут несколько отличаться от похорон татар и башкир. Однако основные правила, предусмотренные Кораном и иными религиозными трактатами, являются общими для всех мусульман.
Обычно пожилые последователи ислама начинают готовиться к переходу в загробный мир заранее: обзаводятся саваном, чистыми полотенцами, мелким имуществом для садака (это могут быть предметы одежды вроде платков или денежные монеты) — процесса раздачи своеобразной милостыни на похоронах.
Умирающего мусульманина кладут на правый бок, ликом к Каабе, и, если он в состоянии говорить, обязывают того прочесть молитву «Калимат-шахдаат». В противном случае ее читает мулла, и очень важно в этот момент сохранять молчание — слова молитвы должны быть последними для умирающего.
Когда жизнь покинет тело человека, начинается процесс организации мусульманских похорон:
В отличие от христианских похорон, в исламе принято погребать умершего в тот же день, в котором он покинул этот мир. Если смерть настигла мусульманина вечером или ночью, то похороны должны состояться на следующее утро. Ни в коем случае нельзя хоронить мусульманина на неосвященной земле.
Тахарат — это ритуал омовения покойного, а Гусуль — обряд обмывания. По традиции, омовение производится троекратно:
У некоторых народов разрешено совершать тахарат настоем из целебных трав вместо кедровой воды. Запрещено проводить омовение шахидов — мусульман, принявших мученическую смерть. Гусуль разрешено проводить верующим, которые являются представителями одного пола с умершим. Мужчине нельзя обмывать женщину, а женщине запрещено касаться мужчины. Исключение составляют лишь супруг покойного, которому дозволено проведение данного обряда. Весь процесс тахарата и гусуля должен сопровождаться молитвами.
После покойного насухо вытирают полотенцами и заворачивают в саван (или кафан по-другому), который должен быть белого цвета. Ребенка закутывают в одно покрывало, мужчину заворачивают в три слоя ткани, а женщину — в пять.
В случае если рядом с умершим мусульманином нет человека одного с ним пола, тахарат запрещен, но разрешено проводить таяммум — омовение землей, чаще всего мелким песком или пылью. Похороны по мусульманским обычаям предполагают наличие оградки и памятника на могиле, которые не должны демонстрировать роскошь а, напротив, обязаны быть довольно скромными, поскольку это означало бы смирение с волей Аллаха. Мусульмане Поволжья зачастую сажают на могилу умершего деревья.
Эта коллективная молитва призвана помочь умершему перейти в иной мир. Чтобы джаназа-намаз достиг небес и был услышан Аллахом, необходимо чтение молитвы искренне и исключительно людьми, исповедующими ислам. Существуют особенности чтения джаназа-намаза:
Шахиды снова являются исключением, и над ними запрещено возносить данный намаз.
Дафн — так называется процесс захоронения умершего мусульманина. Могила должна быть довольно глубокой (обычно около 2–2,5 м в глубину и 75–80 см в ширину), чтобы не позволить диким животным разрыть землю и потревожить покойного. Хоронить в гробах в исламе не принято, достаточно савана.
Носилки с умершим всегда сопровождаются мужчинами, во время похорон принято читать молитвы таскин или тасбит. Выяснять отношения, громко причитать и плакать на мусульманских похоронах категорически запрещено.
После того как похоронный обряд будет завершен, родственники и близкие к покойному через три, семь, сорок дней и через год обязаны организовать поминки.